Вечная память, честь и слава ветеранам труда «Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода» — героям Великой Отечественной войны!

 

Из постановления СНК СССР № 590 от 9 апреля 1937 года: «В месячный срок внести на утверж­дение СНК предложения о проек­те и сроках строительства судоре­монтных мастерских в Хлебниково. Ремонт судов канала Москва — Волга в зиму 1937 — 1938 года обеспечить путём организа­ции в Хлебниково временной ремонтной базы». Подпись: Председа­тель Совета Народных Комис­саров Союза ССР В.Молотов, Управляющий делами Совета На­родных Комиссаров Союза ССР М.Арбузов.

С этого времени начинается ис­тория завода.

      В те годы завод назывался «Хлебниковские судоремонтные мастерские». Бурный рост чис­ла судов с дизельными установками вызвал необходимость в организации на предприятиях Министерства речно­го флота цехов по производству топливной ап­паратуры. Эта ответственная задача была поручена коллективу Хлебниковских мастерских.

      В годы Великой Отечественной войны коллектив Хлебниковских мастерских прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Канал «Москва – Волга» стал прифронтовым и оборонительным ру­бежом, речники приняли непосредс­твенное участие в эвакуации населения из Москвы, перевезли в тыл важнейшие московские заводы оборонного значе­ния, доставили в столицу хозяйствен­ные и строительные грузы, продукты и топливо для предприятий и населе­ния.

Многие кадровые рабочие мас­терских с пер­вых дней войны ушли на фронт. В этих тяжелей­ших условиях ра­ботники завода прилагали по­истине герои­ческие усилия для выполнения правительствен­ных заданий. На рейде Московс­кого Северного порта ледостав застал три парохода — «М. Мазай», «И. Гудов» и «В. Ка­чалов», ниже по каналу вмёрзли в лёд три баржи: две с солью и одна с обо­рудованием. Застывшие во льду суда были идеальной мишенью для вражес­кой авиации. Было принято решение вывести караван из Москвы в Хлебни­ковский затон. Проводка каравана осущест­влялась в ночное время. Можно пред­ставить себе, как тяжёл был этот рейс для людей и судов!.

С первых дней войны коллектив Хлебниковских мастерских под руко­водством П.М. Филюшкина прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Одновременно по инициативе работни­ков мастерских были начаты работы по ремонту судна «Углич» постройки 1916 г., простоявшего без движения более 25 лет. Однако командование предло­жило дооборудовать его для исполь­зования в военных целях. Коллектив мастерских под руководством инже­неров А.Я. Алферьева, П.М. Филюш­кина и комиссара судна Медведева в кратчайший срок построили на судне кормовую надстройку, установили бо­евую рубку, пушки, пулемёты, соору­дили пороховые погреба. Этот воен­ный корабль получил новое название «Московский комсомолец». Он участ­вовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе Волжской во­енной флотилии под Сталинградом, на­носил удары по врагу на Ладоге в со­ставе Ладожской военной флотилии, защищая Ленинград.

16 октября 1941 года, в основном завершилась эвакуация мастерских. В Хлебнико­во осталась часть разобранного обо­рудования и 29 рабочих. Начальником мастерских был назначен В. Н. Ляпин, главным механиком — Е.Г. Голованов. В случае прихода фашистских войск им предстояло уничтожить оставшее­ся оборудование и материалы. В сере­дине ноября наступили сильные моро­зы. В результате 11 судов вынуждены были зазимовать в затоне. А 24 но­ября уже начался межнавигационный ремонт этого флота. Самоотверженно трудились слесари Гроднов, Коршунов, Кузнецов и Удодов, токарь Герасимов, кузнец Нестеров, а также члены команд пароходов «М. Мазай», «И. Москвин», «И. Гудов» и других судов.

      В конце ноября враг подошёл к мастерским на расстояние четырёх ки­лометров, а 2 декабря немецкая раз­ведка появилась в Шереметьевском лесу и на территории нефтебазы. Все работы были приостановлены. Прекра­тилось снабжение мастерских продо­вольствием. В этих условиях, с разре­шения военного командования, группа речников в составе Львова, Пылаева, Удодова и Щекина под руководством В.Н. Ляпина совершила смелый рейс на автомашине на станцию Лобня и под обстрелом фашистских самолётов пог­рузила и вывезла пшеницу.

После разгрома фашистских войск под Москвой мастерские в Хлебнико­во начали подготовку к навигации 1942 г. Районный комитет партии 15 января 1942 г. объявил благодарность коллек­тиву Хлебниковских мастерских за хо­рошую работу в трудных военных усло­виях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. 11 ра­ботников мастерских были награждены медалью «За оборону Москвы».

О мужестве и героизме речников в то суровое время, можно судить из приказа № 189 от 7 августа 1942 г. В нём гово­рится о том, что во время налёта вражес­кой авиации на пароходы «Луначарский» и «М. Горький» капитаны обоих парохо­дов тов. Хоробрых А. С. и Марков И. М. вместе с командой до последних сил, несмотря на тяжёлые ранения, руково­дили рассредоточением каравана, выво­дя загруженные суда из под обстрела. Вместе с 1-помощником капитана тов. Самоделовым Г. товарищ Хоробрых, не взирая на опасность, спустился в трюм горев­шей баржи с бензином и затопил пос­леднюю, тем самым, предотвратив от взрывов остальные ёмкости и бензо­хранилище на складах. Приказ о награждении был под­писан начальником пароходства «Мос­ква – Волга» — Шемагиным А.И.              

 (Продолжение следует……..)