Вечная память, честь и слава ветеранам труда «Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода» — героям Великой Отечественной войны! (Продолжение…)

Вечная память, честь и слава ветеранам труда «Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода» — героям Великой Отечественной войны!

Из постановления СНК СССР № 590 от 9 апреля 1937 года: «В месячный срок внести на утверж­дение СНК предложения о проек­те и сроках строительства судоре­монтных мастерских в Хлебниково. Ремонт судов канала Москва — Волга в зиму 1937 — 1938 года обеспечить путём организа­ции в Хлебниково временной ремонтной базы». Подпись: Председа­тель Совета Народных Комис­саров Союза ССР В.Молотов, Управляющий делами Совета На­родных Комиссаров Союза ССР М.Арбузов.

С этого времени начинается ис­тория завода.

                   

      В те годы завод назывался «Хлебниковские судоремонтные мастерские». Бурный рост чис­ла судов с дизельными установками вызвал необходимость в организации на предприятиях Министерства речно­го флота цехов по производству топливной ап­паратуры. Эта ответственная задача была поручена коллективу Хлебниковских мастерских.

      В годы Великой Отечественной войны коллектив Хлебниковских мастерских прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Канал «Москва – Волга» стал прифронтовым и оборонительным ру­бежом, речники приняли непосредс­твенное участие в эвакуации населения из Москвы, перевезли в тыл важнейшие московские заводы оборонного значе­ния, доставили в столицу хозяйствен­ные и строительные грузы, продукты и топливо для предприятий и населе­ния.

Многие кадровые рабочие мас­терских с пер­вых дней войны ушли на фронт. В этих тяжелей­ших условиях ра­ботники завода прилагали по­истине герои­ческие усилия для выполнения правительствен­ных заданий. На рейде Московс­кого Северного порта ледостав застал три парохода — «М. Мазай», «И. Гудов» и «В. Ка­чалов», ниже по каналу вмёрзли в лёд три баржи: две с солью и одна с обо­рудованием. Застывшие во льду суда были идеальной мишенью для вражес­кой авиации. Было принято решение вывести караван из Москвы в Хлебни­ковский затон. Проводка каравана осущест­влялась в ночное время. Можно пред­ставить себе, как тяжёл был этот рейс для людей и судов!

С первых дней войны коллектив Хлебниковских мастерских под руко­водством П.М. Филюшкина прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Одновременно по инициативе работни­ков мастерских были начаты работы по ремонту судна «Углич» постройки 1916 г., простоявшего без движения более 25 лет. Однако командование предло­жило дооборудовать его для исполь­зования в военных целях. Коллектив мастерских под руководством инже­неров А.Я. Алферьева, П.М. Филюш­кина и комиссара судна Медведева в кратчайший срок построили на судне кормовую надстройку, установили бо­евую рубку, пушки, пулемёты, соору­дили пороховые погреба. Этот воен­ный корабль получил новое название «Московский комсомолец». Он участ­вовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе Волжской во­енной флотилии под Сталинградом, на­носил удары по врагу на Ладоге в со­ставе Ладожской военной флотилии, защищая Ленинград.

16 октября 1941 года, в основном завершилась эвакуация мастерских. В Хлебнико­во осталась часть разобранного обо­рудования и 29 рабочих. Начальником мастерских был назначен В. Н. Ляпин, главным механиком — Е.Г. Голованов. В случае прихода фашистских войск им предстояло уничтожить оставшее­ся оборудование и материалы. В сере­дине ноября наступили сильные моро­зы. В результате 11 судов вынуждены были зазимовать в затоне. А 24 но­ября уже начался межнавигационный ремонт этого флота. Самоотверженно трудились слесари Гроднов, Коршунов, Кузнецов и Удодов, токарь Герасимов, кузнец Нестеров, а также члены команд пароходов «М. Мазай», «И. Москвин», «И. Гудов» и других судов.

      В конце ноября враг подошёл к мастерским на расстояние четырёх ки­лометров, а 2 декабря немецкая раз­ведка появилась в Шереметьевском лесу и на территории нефтебазы. Все работы были приостановлены. Прекра­тилось снабжение мастерских продо­вольствием. В этих условиях, с разре­шения военного командования, группа речников в составе Львова, Пылаева, Удодова и Щекина под руководством В.Н. Ляпина совершила смелый рейс на автомашине на станцию Лобня и под обстрелом фашистских самолётов пог­рузила и вывезла пшеницу.

После разгрома фашистских войск под Москвой мастерские в Хлебнико­во начали подготовку к навигации 1942 г. Районный комитет партии 15 января 1942 г. объявил благодарность коллек­тиву Хлебниковских мастерских за хо­рошую работу в трудных военных усло­виях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. 11 ра­ботников мастерских были награждены медалью «За оборону Москвы».

О мужестве и героизме речников в то суровое время, можно судить из приказа № 189 от 7 августа 1942 г. В нём гово­рится о том, что во время налёта вражес­кой авиации на пароходы «Луначарский» и «М. Горький» капитаны обоих парохо­дов тов. Хоробрых А. С. и Марков И. М. вместе с командой до последних сил, несмотря на тяжёлые ранения, руково­дили рассредоточением каравана, выво­дя загруженные суда из под обстрела. Вместе с 1-помощником капитана тов. Самоделовым Г. товарищ Хоробрых, не взирая на опасность, спустился в трюм горев­шей баржи с бензином и затопил пос­леднюю, тем самым, предотвратив от взрывов остальные ёмкости и бензо­хранилище на складах. Приказ о награждении был под­писан начальником пароходства «Мос­ква – Волга» — Шемагиным А.И.              

 

На одном из отремонтированных су­дов «Профессор Мечников» был устро­ен эвакогоспиталь, который перевозил из Москвы раненых бойцов. Только за один рейс он брал на борт более 800 человек. А всего за навигации 1943- 1944 годов было обслужено и переве­зено около двадцати тысяч раненых. И в этом огромная заслуга принадлежа­ла командному составу: капитану Ни­колаю Александровичу Сперанскому и механику Михаилу Дмитриевичу Нарицину с помощниками. За время двух навигаций не­однократно случались аварии, но весь ремонт экипаж проводил своими си­лами, без вывода судна из эксплуата­ции. Обо всём этом очень хоро­шо рассказал в своих воспоминаниях «Плавучий госпиталь» Александр Анд­рианов, в то время шестнадцатилетний кочегар.

      На место ушедших на фронт муж­чин к станкам пришли их жёны, сыно­вья, дочери, внуки. В те суровые дни люди работали по 16 часов в сутки без выходных и отпусков, сознавая, что их труд — это труд для Победы. В декабре 1943 года при мас­терских было организовано и начало функцио­нировать ремес­ленное училище №23. В 1944 году из других ремесленных училищ прибыли на работу токари З.М. Букашкина., Р.П. Афанасьева, В.М. Го­родничева, Л. Николичева и другие, а также маляр О.Жданова. Ребята и де­вушки не только учились, но и работа­ли, уже в то время внося свой посиль­ный вклад в общую победу над врагом.

      В годы войны коллектив мастерс­ких, наряду с самоотверженным тру­дом на рабочих местах, никогда не прерывал связи с фронтом. Основ­ная тяжесть выпала на долю женщин. По почину женсовета (руководитель Мария Кузьминична Захарова) с пер­вых дней войны был организован сбор средств и тёплых вещей для фронтовиков. Так в посто­янном, напряжённом труде, выпуская военную продукцию, ремонтируя флот, помогая фронту своими сбе­режениями, шефствуя над ранены­ми эвакогоспиталя, жили и работали хлебников­ские судоремонтники в годы войны.

      В боях за свободу и независимость на­шей Родины на полях сражений смер­тью храбрых пало 36 работников заво­да. В 20 — годовщину Дня Победы (9 мая 1965 г.) на территории завода воздвигнут обелиск, на котором высечены имена погибших:

Гагарин М.М., Лебедев А.В., Степанов Г.В., Безобразов С.А., Медведев К.М.,
Спиридонов А.Е., Годухин А.С., Москалёв И.М., Тепловодский Г.С., Годухин Ал.С.,
Наумов Н.И., Тараканов Н.М., Галкин Н.И., Новиков Г.Н., Титов М.К., Демочкин В.И., Пермяков Б.И., Трушкин Д.П., Захаров С.Ф., Разговоров М.М., Фимошкин И.И., Козырев А.В., Рогожин Г.А., Фельдшеров И.З., Конкин А.Е. , Самойленко А.Н., Филатов В.И., Лавров А.Е., Соколов Н.М., Федосов Д.М., Моквин В.О., Смирнов А.А., Шлюшкин Г.А., Лушкин М.Н., Смуров П.И., Илясов И. И.

 

      Ежегодно 9 мая, в День По­беды, а также 22 июня, в день Памя­ти и Скорби, у обелиска проходит торжест­венно — траурный митинг, на котором рабочие и служащие завода вспоми­нают своих товарищей. Можно с уверенностью сказать, что в Великой Победе 1945-го года есть частица ратного труда и героического подвига рабочих «Хлебниковских судоремонтных мастерских».

На одном из отремонтированных су­дов «Профессор Мечников» был устро­ен эвакогоспиталь, который перевозил из Москвы раненых бойцов. Только за один рейс он брал на борт более 800 человек. А всего за навигации 1943- 1944 годов было обслужено и переве­зено около двадцати тысяч раненых. И в этом огромная заслуга принадлежа­ла командному составу: капитану Ни­колаю Александровичу Сперанскому и механику Михаилу Дмитриевичу Нарицину с помощниками. За время двух навигаций не­однократно случались аварии, но весь ремонт экипаж проводил своими си­лами, без вывода судна из эксплуата­ции. Обо всём этом очень хоро­шо рассказал в своих воспоминаниях «Плавучий госпиталь» Александр Анд­рианов, в то время шестнадцатилетний кочегар.

      На место ушедших на фронт муж­чин к станкам пришли их жёны, сыно­вья, дочери, внуки. В те суровые дни люди работали по 16 часов в сутки без выходных и отпусков, сознавая, что их труд — это труд для Победы. В декабре 1943 года при мас­терских было организовано и начало функцио­нировать ремес­ленное училище №23. В 1944 году из других ремесленных училищ прибыли на работу токари З.М. Букашкина., Р.П. Афанасьева, В.М. Го­родничева, Л. Николичева и другие, а также маляр О.Жданова. Ребята и де­вушки не только учились, но и работа­ли, уже в то время внося свой посиль­ный вклад в общую победу над врагом.

      В годы войны коллектив мастерс­ких, наряду с самоотверженным тру­дом на рабочих местах, никогда не прерывал связи с фронтом. Основ­ная тяжесть выпала на долю женщин. По почину женсовета (руководитель Мария Кузьминична Захарова) с пер­вых дней войны был организован сбор средств и тёплых вещей для фронтовиков. Так в посто­янном, напряжённом труде, выпуская военную продукцию, ремонтируя флот, помогая фронту своими сбе­режениями, шефствуя над ранены­ми эвакогоспиталя, жили и работали хлебников­ские судоремонтники в годы войны.

      В боях за свободу и независимость на­шей Родины на полях сражений смер­тью храбрых пало 36 работников заво­да. В 20 — годовщину Дня Победы (9 мая 1965 г.) на территории завода воздвигнут обелиск, на котором высечены имена погибших:

Гагарин М.М., Лебедев А.В., Степанов Г.В., Безобразов С.А., Медведев К.М.,
Спиридонов А.Е.
, Годухин А.С., Москалёв И.М., Тепловодский Г.С., Годухин Ал.С.,
Наумов Н.И., Тараканов Н.М., Галкин Н.И., Новиков Г.Н., Титов М.К., Демочкин В.И., Пермяков Б.И., Трушкин Д.П., Захаров С.Ф., Разговоров М.М., Фимошкин И.И., Козырев А.В., Рогожин Г.А., Фельдшеров И.З.
, Конкин А.Е. , Самойленко А.Н., Филатов В.И., Лавров А.Е., Соколов Н.М., Федосов Д.М., Моквин В.О., Смирнов А.А., Шлюшкин Г.А., Лушкин М.Н., Смуров П.И., Илясов И. И.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider

      Ежегодно 9 мая, в День По­беды, а также 22 июня, в день Памя­ти и Скорби, у обелиска проходит торжест­венно — траурный митинг, на котором рабочие и служащие завода вспоми­нают своих товарищей. Можно с уверенностью сказать, что в Великой Победе 1945-го года есть частица ратного труда и героического подвига рабочих «Хлебниковских судоремонтных мастерских».

Из постановления СНК СССР № 590 от 9 апреля 1937 года: «В месячный срок внести на утверж­дение СНК предложения о проек­те и сроках строительства судоре­монтных мастерских в Хлебниково. Ремонт судов канала Москва — Волга в зиму 1937 — 1938 года обеспечить путём организа­ции в Хлебниково временной ремонтной базы». Подпись: Председа­тель Совета Народных Комис­саров Союза ССР В.Молотов, Управляющий делами Совета На­родных Комиссаров Союза ССР М.Арбузов.

С этого времени начинается ис­тория завода.

 

      В те годы завод назывался «Хлебниковские судоремонтные мастерские». Бурный рост чис­ла судов с дизельными установками вызвал необходимость в организации на предприятиях Министерства речно­го флота цехов по производству топливной ап­паратуры. Эта ответственная задача была поручена коллективу Хлебниковских мастерских.

      В годы Великой Отечественной войны коллектив Хлебниковских мастерских прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Канал «Москва – Волга» стал прифронтовым и оборонительным ру­бежом, речники приняли непосредс­твенное участие в эвакуации населения из Москвы, перевезли в тыл важнейшие московские заводы оборонного значе­ния, доставили в столицу хозяйствен­ные и строительные грузы, продукты и топливо для предприятий и населе­ния.

Многие кадровые рабочие мас­терских с пер­вых дней войны ушли на фронт. В этих тяжелей­ших условиях ра­ботники завода прилагали по­истине герои­ческие усилия для выполнения правительствен­ных заданий. На рейде Московс­кого Северного порта ледостав застал три парохода — «М. Мазай», «И. Гудов» и «В. Ка­чалов», ниже по каналу вмёрзли в лёд три баржи: две с солью и одна с обо­рудованием. Застывшие во льду суда были идеальной мишенью для вражес­кой авиации. Было принято решение вывести караван из Москвы в Хлебни­ковский затон. Проводка каравана осущест­влялась в ночное время. Можно пред­ставить себе, как тяжёл был этот рейс для людей и судов!.

С первых дней войны коллектив Хлебниковских мастерских под руко­водством П.М. Филюшкина прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Одновременно по инициативе работни­ков мастерских были начаты работы по ремонту судна «Углич» постройки 1916 г., простоявшего без движения более 25 лет. Однако командование предло­жило дооборудовать его для исполь­зования в военных целях. Коллектив мастерских под руководством инже­неров А.Я. Алферьева, П.М. Филюш­кина и комиссара судна Медведева в кратчайший срок построили на судне кормовую надстройку, установили бо­евую рубку, пушки, пулемёты, соору­дили пороховые погреба. Этот воен­ный корабль получил новое название «Московский комсомолец». Он участ­вовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе Волжской во­енной флотилии под Сталинградом, на­носил удары по врагу на Ладоге в со­ставе Ладожской военной флотилии, защищая Ленинград.

16 октября 1941 года, в основном завершилась эвакуация мастерских. В Хлебнико­во осталась часть разобранного обо­рудования и 29 рабочих. Начальником мастерских был назначен В. Н. Ляпин, главным механиком — Е.Г. Голованов. В случае прихода фашистских войск им предстояло уничтожить оставшее­ся оборудование и материалы. В сере­дине ноября наступили сильные моро­зы. В результате 11 судов вынуждены были зазимовать в затоне. А 24 но­ября уже начался межнавигационный ремонт этого флота. Самоотверженно трудились слесари Гроднов, Коршунов, Кузнецов и Удодов, токарь Герасимов, кузнец Нестеров, а также члены команд пароходов «М. Мазай», «И. Москвин», «И. Гудов» и других судов.

      В конце ноября враг подошёл к мастерским на расстояние четырёх ки­лометров, а 2 декабря немецкая раз­ведка появилась в Шереметьевском лесу и на территории нефтебазы. Все работы были приостановлены. Прекра­тилось снабжение мастерских продо­вольствием. В этих условиях, с разре­шения военного командования, группа речников в составе Львова, Пылаева, Удодова и Щекина под руководством В.Н. Ляпина совершила смелый рейс на автомашине на станцию Лобня и под обстрелом фашистских самолётов пог­рузила и вывезла пшеницу.

После разгрома фашистских войск под Москвой мастерские в Хлебнико­во начали подготовку к навигации 1942 г. Районный комитет партии 15 января 1942 г. объявил благодарность коллек­тиву Хлебниковских мастерских за хо­рошую работу в трудных военных усло­виях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. 11 ра­ботников мастерских были награждены медалью «За оборону Москвы».

О мужестве и героизме речников в то суровое время, можно судить из приказа № 189 от 7 августа 1942 г. В нём гово­рится о том, что во время налёта вражес­кой авиации на пароходы «Луначарский» и «М. Горький» капитаны обоих парохо­дов тов. Хоробрых А. С. и Марков И. М. вместе с командой до последних сил, несмотря на тяжёлые ранения, руково­дили рассредоточением каравана, выво­дя загруженные суда из под обстрела. Вместе с 1-помощником капитана тов. Самоделовым Г. товарищ Хоробрых, не взирая на опасность, спустился в трюм горев­шей баржи с бензином и затопил пос­леднюю, тем самым, предотвратив от взрывов остальные ёмкости и бензо­хранилище на складах. Приказ о награждении был под­писан начальником пароходства «Мос­ква – Волга» — Шемагиным А.И.