- Вечная память, честь и слава ветеранам труда «Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода» — героям Великой Отечественной войны! (Продолжение…)
-
Вечная память, честь и слава ветеранам труда «Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода» — героям Великой Отечественной войны!
Из постановления СНК СССР № 590 от 9 апреля 1937 года: «В месячный срок внести на утверждение СНК предложения о проекте и сроках строительства судоремонтных мастерских в Хлебниково. Ремонт судов канала Москва — Волга в зиму 1937 — 1938 года обеспечить путём организации в Хлебниково временной ремонтной базы». Подпись: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.Молотов, Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР М.Арбузов.
С этого времени начинается история завода.
В те годы завод назывался «Хлебниковские судоремонтные мастерские». Бурный рост числа судов с дизельными установками вызвал необходимость в организации на предприятиях Министерства речного флота цехов по производству топливной аппаратуры. Эта ответственная задача была поручена коллективу Хлебниковских мастерских.
В годы Великой Отечественной войны коллектив Хлебниковских мастерских прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Канал «Москва – Волга» стал прифронтовым и оборонительным рубежом, речники приняли непосредственное участие в эвакуации населения из Москвы, перевезли в тыл важнейшие московские заводы оборонного значения, доставили в столицу хозяйственные и строительные грузы, продукты и топливо для предприятий и населения.
Многие кадровые рабочие мастерских с первых дней войны ушли на фронт. В этих тяжелейших условиях работники завода прилагали поистине героические усилия для выполнения правительственных заданий. На рейде Московского Северного порта ледостав застал три парохода — «М. Мазай», «И. Гудов» и «В. Качалов», ниже по каналу вмёрзли в лёд три баржи: две с солью и одна с оборудованием. Застывшие во льду суда были идеальной мишенью для вражеской авиации. Было принято решение вывести караван из Москвы в Хлебниковский затон. Проводка каравана осуществлялась в ночное время. Можно представить себе, как тяжёл был этот рейс для людей и судов!
С первых дней войны коллектив Хлебниковских мастерских под руководством П.М. Филюшкина прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Одновременно по инициативе работников мастерских были начаты работы по ремонту судна «Углич» постройки 1916 г., простоявшего без движения более 25 лет. Однако командование предложило дооборудовать его для использования в военных целях. Коллектив мастерских под руководством инженеров А.Я. Алферьева, П.М. Филюшкина и комиссара судна Медведева в кратчайший срок построили на судне кормовую надстройку, установили боевую рубку, пушки, пулемёты, соорудили пороховые погреба. Этот военный корабль получил новое название «Московский комсомолец». Он участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе Волжской военной флотилии под Сталинградом, наносил удары по врагу на Ладоге в составе Ладожской военной флотилии, защищая Ленинград.
16 октября 1941 года, в основном завершилась эвакуация мастерских. В Хлебниково осталась часть разобранного оборудования и 29 рабочих. Начальником мастерских был назначен В. Н. Ляпин, главным механиком — Е.Г. Голованов. В случае прихода фашистских войск им предстояло уничтожить оставшееся оборудование и материалы. В середине ноября наступили сильные морозы. В результате 11 судов вынуждены были зазимовать в затоне. А 24 ноября уже начался межнавигационный ремонт этого флота. Самоотверженно трудились слесари Гроднов, Коршунов, Кузнецов и Удодов, токарь Герасимов, кузнец Нестеров, а также члены команд пароходов «М. Мазай», «И. Москвин», «И. Гудов» и других судов.
В конце ноября враг подошёл к мастерским на расстояние четырёх километров, а 2 декабря немецкая разведка появилась в Шереметьевском лесу и на территории нефтебазы. Все работы были приостановлены. Прекратилось снабжение мастерских продовольствием. В этих условиях, с разрешения военного командования, группа речников в составе Львова, Пылаева, Удодова и Щекина под руководством В.Н. Ляпина совершила смелый рейс на автомашине на станцию Лобня и под обстрелом фашистских самолётов погрузила и вывезла пшеницу.
После разгрома фашистских войск под Москвой мастерские в Хлебниково начали подготовку к навигации 1942 г. Районный комитет партии 15 января 1942 г. объявил благодарность коллективу Хлебниковских мастерских за хорошую работу в трудных военных условиях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. 11 работников мастерских были награждены медалью «За оборону Москвы».
О мужестве и героизме речников в то суровое время, можно судить из приказа № 189 от 7 августа 1942 г. В нём говорится о том, что во время налёта вражеской авиации на пароходы «Луначарский» и «М. Горький» капитаны обоих пароходов тов. Хоробрых А. С. и Марков И. М. вместе с командой до последних сил, несмотря на тяжёлые ранения, руководили рассредоточением каравана, выводя загруженные суда из под обстрела. Вместе с 1-помощником капитана тов. Самоделовым Г. товарищ Хоробрых, не взирая на опасность, спустился в трюм горевшей баржи с бензином и затопил последнюю, тем самым, предотвратив от взрывов остальные ёмкости и бензохранилище на складах. Приказ о награждении был подписан начальником пароходства «Москва – Волга» — Шемагиным А.И.
На одном из отремонтированных судов «Профессор Мечников» был устроен эвакогоспиталь, который перевозил из Москвы раненых бойцов. Только за один рейс он брал на борт более 800 человек. А всего за навигации 1943- 1944 годов было обслужено и перевезено около двадцати тысяч раненых. И в этом огромная заслуга принадлежала командному составу: капитану Николаю Александровичу Сперанскому и механику Михаилу Дмитриевичу Нарицину с помощниками. За время двух навигаций неоднократно случались аварии, но весь ремонт экипаж проводил своими силами, без вывода судна из эксплуатации. Обо всём этом очень хорошо рассказал в своих воспоминаниях «Плавучий госпиталь» Александр Андрианов, в то время шестнадцатилетний кочегар.
На место ушедших на фронт мужчин к станкам пришли их жёны, сыновья, дочери, внуки. В те суровые дни люди работали по 16 часов в сутки без выходных и отпусков, сознавая, что их труд — это труд для Победы. В декабре 1943 года при мастерских было организовано и начало функционировать ремесленное училище №23. В 1944 году из других ремесленных училищ прибыли на работу токари З.М. Букашкина., Р.П. Афанасьева, В.М. Городничева, Л. Николичева и другие, а также маляр О.Жданова. Ребята и девушки не только учились, но и работали, уже в то время внося свой посильный вклад в общую победу над врагом.
В годы войны коллектив мастерских, наряду с самоотверженным трудом на рабочих местах, никогда не прерывал связи с фронтом. Основная тяжесть выпала на долю женщин. По почину женсовета (руководитель Мария Кузьминична Захарова) с первых дней войны был организован сбор средств и тёплых вещей для фронтовиков. Так в постоянном, напряжённом труде, выпуская военную продукцию, ремонтируя флот, помогая фронту своими сбережениями, шефствуя над ранеными эвакогоспиталя, жили и работали хлебниковские судоремонтники в годы войны.
В боях за свободу и независимость нашей Родины на полях сражений смертью храбрых пало 36 работников завода. В 20 — годовщину Дня Победы (9 мая 1965 г.) на территории завода воздвигнут обелиск, на котором высечены имена погибших:
Гагарин М.М., Лебедев А.В., Степанов Г.В., Безобразов С.А., Медведев К.М.,
Спиридонов А.Е., Годухин А.С., Москалёв И.М., Тепловодский Г.С., Годухин Ал.С.,
Наумов Н.И., Тараканов Н.М., Галкин Н.И., Новиков Г.Н., Титов М.К., Демочкин В.И., Пермяков Б.И., Трушкин Д.П., Захаров С.Ф., Разговоров М.М., Фимошкин И.И., Козырев А.В., Рогожин Г.А., Фельдшеров И.З., Конкин А.Е. , Самойленко А.Н., Филатов В.И., Лавров А.Е., Соколов Н.М., Федосов Д.М., Моквин В.О., Смирнов А.А., Шлюшкин Г.А., Лушкин М.Н., Смуров П.И., Илясов И. И.Ежегодно 9 мая, в День Победы, а также 22 июня, в день Памяти и Скорби, у обелиска проходит торжественно — траурный митинг, на котором рабочие и служащие завода вспоминают своих товарищей. Можно с уверенностью сказать, что в Великой Победе 1945-го года есть частица ратного труда и героического подвига рабочих «Хлебниковских судоремонтных мастерских».
На одном из отремонтированных судов «Профессор Мечников» был устроен эвакогоспиталь, который перевозил из Москвы раненых бойцов. Только за один рейс он брал на борт более 800 человек. А всего за навигации 1943- 1944 годов было обслужено и перевезено около двадцати тысяч раненых. И в этом огромная заслуга принадлежала командному составу: капитану Николаю Александровичу Сперанскому и механику Михаилу Дмитриевичу Нарицину с помощниками. За время двух навигаций неоднократно случались аварии, но весь ремонт экипаж проводил своими силами, без вывода судна из эксплуатации. Обо всём этом очень хорошо рассказал в своих воспоминаниях «Плавучий госпиталь» Александр Андрианов, в то время шестнадцатилетний кочегар.
На место ушедших на фронт мужчин к станкам пришли их жёны, сыновья, дочери, внуки. В те суровые дни люди работали по 16 часов в сутки без выходных и отпусков, сознавая, что их труд — это труд для Победы. В декабре 1943 года при мастерских было организовано и начало функционировать ремесленное училище №23. В 1944 году из других ремесленных училищ прибыли на работу токари З.М. Букашкина., Р.П. Афанасьева, В.М. Городничева, Л. Николичева и другие, а также маляр О.Жданова. Ребята и девушки не только учились, но и работали, уже в то время внося свой посильный вклад в общую победу над врагом.
В годы войны коллектив мастерских, наряду с самоотверженным трудом на рабочих местах, никогда не прерывал связи с фронтом. Основная тяжесть выпала на долю женщин. По почину женсовета (руководитель Мария Кузьминична Захарова) с первых дней войны был организован сбор средств и тёплых вещей для фронтовиков. Так в постоянном, напряжённом труде, выпуская военную продукцию, ремонтируя флот, помогая фронту своими сбережениями, шефствуя над ранеными эвакогоспиталя, жили и работали хлебниковские судоремонтники в годы войны.
В боях за свободу и независимость нашей Родины на полях сражений смертью храбрых пало 36 работников завода. В 20 — годовщину Дня Победы (9 мая 1965 г.) на территории завода воздвигнут обелиск, на котором высечены имена погибших:
Гагарин М.М., Лебедев А.В., Степанов Г.В., Безобразов С.А., Медведев К.М.,
Спиридонов А.Е., Годухин А.С., Москалёв И.М., Тепловодский Г.С., Годухин Ал.С.,
Наумов Н.И., Тараканов Н.М., Галкин Н.И., Новиков Г.Н., Титов М.К., Демочкин В.И., Пермяков Б.И., Трушкин Д.П., Захаров С.Ф., Разговоров М.М., Фимошкин И.И., Козырев А.В., Рогожин Г.А., Фельдшеров И.З., Конкин А.Е. , Самойленко А.Н., Филатов В.И., Лавров А.Е., Соколов Н.М., Федосов Д.М., Моквин В.О., Смирнов А.А., Шлюшкин Г.А., Лушкин М.Н., Смуров П.И., Илясов И. И.Ежегодно 9 мая, в День Победы, а также 22 июня, в день Памяти и Скорби, у обелиска проходит торжественно — траурный митинг, на котором рабочие и служащие завода вспоминают своих товарищей. Можно с уверенностью сказать, что в Великой Победе 1945-го года есть частица ратного труда и героического подвига рабочих «Хлебниковских судоремонтных мастерских».
Из постановления СНК СССР № 590 от 9 апреля 1937 года: «В месячный срок внести на утверждение СНК предложения о проекте и сроках строительства судоремонтных мастерских в Хлебниково. Ремонт судов канала Москва — Волга в зиму 1937 — 1938 года обеспечить путём организации в Хлебниково временной ремонтной базы». Подпись: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.Молотов, Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР М.Арбузов.
С этого времени начинается история завода.
В те годы завод назывался «Хлебниковские судоремонтные мастерские». Бурный рост числа судов с дизельными установками вызвал необходимость в организации на предприятиях Министерства речного флота цехов по производству топливной аппаратуры. Эта ответственная задача была поручена коллективу Хлебниковских мастерских.
В годы Великой Отечественной войны коллектив Хлебниковских мастерских прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Канал «Москва – Волга» стал прифронтовым и оборонительным рубежом, речники приняли непосредственное участие в эвакуации населения из Москвы, перевезли в тыл важнейшие московские заводы оборонного значения, доставили в столицу хозяйственные и строительные грузы, продукты и топливо для предприятий и населения.
Многие кадровые рабочие мастерских с первых дней войны ушли на фронт. В этих тяжелейших условиях работники завода прилагали поистине героические усилия для выполнения правительственных заданий. На рейде Московского Северного порта ледостав застал три парохода — «М. Мазай», «И. Гудов» и «В. Качалов», ниже по каналу вмёрзли в лёд три баржи: две с солью и одна с оборудованием. Застывшие во льду суда были идеальной мишенью для вражеской авиации. Было принято решение вывести караван из Москвы в Хлебниковский затон. Проводка каравана осуществлялась в ночное время. Можно представить себе, как тяжёл был этот рейс для людей и судов!.
С первых дней войны коллектив Хлебниковских мастерских под руководством П.М. Филюшкина прилагал все силы, чтобы обеспечить ремонт флота и выполнение военных заказов. Одновременно по инициативе работников мастерских были начаты работы по ремонту судна «Углич» постройки 1916 г., простоявшего без движения более 25 лет. Однако командование предложило дооборудовать его для использования в военных целях. Коллектив мастерских под руководством инженеров А.Я. Алферьева, П.М. Филюшкина и комиссара судна Медведева в кратчайший срок построили на судне кормовую надстройку, установили боевую рубку, пушки, пулемёты, соорудили пороховые погреба. Этот военный корабль получил новое название «Московский комсомолец». Он участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе Волжской военной флотилии под Сталинградом, наносил удары по врагу на Ладоге в составе Ладожской военной флотилии, защищая Ленинград.
16 октября 1941 года, в основном завершилась эвакуация мастерских. В Хлебниково осталась часть разобранного оборудования и 29 рабочих. Начальником мастерских был назначен В. Н. Ляпин, главным механиком — Е.Г. Голованов. В случае прихода фашистских войск им предстояло уничтожить оставшееся оборудование и материалы. В середине ноября наступили сильные морозы. В результате 11 судов вынуждены были зазимовать в затоне. А 24 ноября уже начался межнавигационный ремонт этого флота. Самоотверженно трудились слесари Гроднов, Коршунов, Кузнецов и Удодов, токарь Герасимов, кузнец Нестеров, а также члены команд пароходов «М. Мазай», «И. Москвин», «И. Гудов» и других судов.
В конце ноября враг подошёл к мастерским на расстояние четырёх километров, а 2 декабря немецкая разведка появилась в Шереметьевском лесу и на территории нефтебазы. Все работы были приостановлены. Прекратилось снабжение мастерских продовольствием. В этих условиях, с разрешения военного командования, группа речников в составе Львова, Пылаева, Удодова и Щекина под руководством В.Н. Ляпина совершила смелый рейс на автомашине на станцию Лобня и под обстрелом фашистских самолётов погрузила и вывезла пшеницу.
После разгрома фашистских войск под Москвой мастерские в Хлебниково начали подготовку к навигации 1942 г. Районный комитет партии 15 января 1942 г. объявил благодарность коллективу Хлебниковских мастерских за хорошую работу в трудных военных условиях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 г. 11 работников мастерских были награждены медалью «За оборону Москвы».
О мужестве и героизме речников в то суровое время, можно судить из приказа № 189 от 7 августа 1942 г. В нём говорится о том, что во время налёта вражеской авиации на пароходы «Луначарский» и «М. Горький» капитаны обоих пароходов тов. Хоробрых А. С. и Марков И. М. вместе с командой до последних сил, несмотря на тяжёлые ранения, руководили рассредоточением каравана, выводя загруженные суда из под обстрела. Вместе с 1-помощником капитана тов. Самоделовым Г. товарищ Хоробрых, не взирая на опасность, спустился в трюм горевшей баржи с бензином и затопил последнюю, тем самым, предотвратив от взрывов остальные ёмкости и бензохранилище на складах. Приказ о награждении был подписан начальником пароходства «Москва – Волга» — Шемагиным А.И.